Файтербомбер. Два года спустя


Сегодня будет необычное интервью, потому что в роли интервьюеров выступаете вы, уважаемые подписчики. Еще в феврале я объявлял в Инсте сбор вопросов и обещал ответить на наиболее интересные. Тем более и повод есть. Даже три. 17 мая – День истребительно-бомбардировочной авиации. День ИБА. Так же это день, который ФБ считает днем рождения блога. Ну и конечно, 50 тыс. подписчиков в Инстаграме, который стал два года назад первой и основной площадкой ФБ – тоже отличный повод. Итак, выполняю свое обещание, поехали!

- В 2018 году, по вашему же признанию, блог был для вас развлечением, местом «поболтать». Когда сейчас вы осознаете, какая армия подписчиков стоит за вами, что вы чувствуете: удовлетворение, бремя ответственности или еще что-то? За это время было сделано что-то, чем вы гордитесь или, наоборот, о чем жалеете?

- Пока я начинаю чувствовать лёгкую такую озабоченность. Мое развлечение плавно превращается в работу с вытекающей отсюда ответственностью. Чаша с минусами полнится. Плюсы становятся все менее очевидными. Чем горжусь? Своими подписчиками, конечно. Всё хорошее, что я сделал реально, а не виртуально, делалось только благодаря подписчикам. Из действительно полезного и нужного я бы, конечно, отметил помощь семьям военлетов, погибших при исполнении. Ну и есть еще другая определенная работа, которую я делаю, пока не оглашая результатов, – надеюсь, я ей тоже смогу гордится когда-нибудь. Жалею, пожалуй, только о том, что в связи с ограниченностью ресурсов и времени не могу делать эту работу лучше и качественнее.

- Не бывает ли у вас иногда желания бросить блог, отдохнуть от него?

- Это желание перманентно, и, наверное, скоро я буду писать пореже. Блог меня не напрягает, но он требует очень много времени, которого у меня пока нет.

- Как пришли к решению «буду ФБ»?

- Если мы о блоге, то решение стать ФБ возникло классическим русским способом. Случился симбиоз “А смотри, как я еще умею” и “А как эта буржуйская фигня работает?”

- Кому завидует ФБ?

- Себе полтора года назад. Тогда все было несколько проще: был кружок по интересам околоавиационной тематики. Сейчас это уже весомый ресурс, вокруг которого собралась своя команда, ресурс с определёнными требованиями к качеству контента и даже собственным мерчем.

- Расскажите про первый боевой вылет: ощущения, мысли, впечатления…

- Не сегодня. Обязательно расскажу когда-нибудь потом, в книге. Как и другие интересные истории, которые были до и после. Сейчас это все неминуемый и мгновенный деанон. Я как-то написал свой сон про "Монаха", и через час все участники сна начали мне на телефон названивать. Причём даже те, которых я и близко не знал. 😁 Так что обождем пока.

- Самое страшное событие у ФБ за карьеру?

- Самых нет. Любая гибель друзей - это всегда страшное событие. К сожалению, таких событий в моей «карьере» было слишком много…

- Как вы относитесь к «эскадрилье агрессоров» у потенциального противника? Нужна ли нам такая?

- Ды вот уже и не скажу определенно. Чем больше я про нее узнаю, тем больше мне кажется, что они занимаются какой-то херней. Что дает окрас самолета в цвета вероятного противника, я не очень понимаю. Самолеты-то не такие. Характеристики у них не такие. Тактика не такая. Летчики за рулем сидят не такие. У нас каждая эскадрилья в стране - всегда эскадрилья-агрессор по отношению к любой другой эскадрилье в стране. Которая знает все сильные и слабые стороны своего «условного противника». И когда начинают «воевать» без договорняков и без поддавков, то результаты там получаются такие, какие никакими «эскадрильями агрессоров» не достичь.

- Нет ли у ФБ чувства, что «нашефсёпрекрасное» в случае чего может нехорошо кончиться… Вроде как и видим мы противников не так далеко, и летать особо некому, и прекрасный пилотаж хорош только для публики, а в реальности они отстреляются даже не входя в зону действия бортовых радаров…

- Прекрасный пилотаж - это показатель высокого владения своей матчастью летчиком. Это лишь одна из многих составляющих успешного боевого полета. Наши летчики ныне - профессионалы высочайшего уровня, которые могут и выполняют любые и часто даже самые невыполнимые задачи. И как оно будет в реальности, зависит от очень многих факторов, но я очень надеюсь, что эта «реальность» никогда не наступит. Если она наступит, очень плохо будет всем.

- Су-34 – аппарат, конечно, классный, но не ясно, насколько он хорош: по существу кроме бородатых никого не шугал, так что не ясно, кто круче: он или F-22 или F-35, ведь они по факту тоже никого кроме ущербных не шугали…

- То, что вам не ясно, нормально. Вам оно и не должно быть ясно. Должно быть ясно тем, кто на них летает.

- Необходимость модернизации Су-34 уже назрела? Или он еще топ с нынешней авионикой, прицельным комплексом, автопилотом и прочим оборудованием?

- Необходимость модернизации и улучшений назревает с момента выхода первого самолета. Каким бы он ни был топ, нужно его непрерывно улучшать. Вообще любой самолет нужно непрерывно улучшать. Су-34М уже в принципе готов. Насколько толковые в нем будут изменения, увидим, когда он появится в войсках.

- Может ли лучший самолет в мире (явно подразумевается Су-34) в воздушном бою функционально соперничать с представителями истребительной авиации супостатов? Именно маневренность и средства ближнего боя.

- Может. С определёнными оговорками конечно. Если внимательно посмотреть видео у ФБ, то можно найти примеры такого соперничества, причем с лучшими образцами иностранной военной техники именно в ближнем маневренном бою. Примеры, кстати, в пользу Су-34.

- Вы всегда называете Су-34 лучшим российским современным самолетом, а если не считать его, то какой тогда?

- Я его называю лучшим, потому что я так считаю. Конечно, он лучший в своей специализации. Как фронтовой бомбёр. Как боец. Как пассажирский или транспортный самолёт он херня, конечно. А самый-самый лучший самолет – это Ми-8, потому что он самый нужный)). Рабочая лошадка российских ВВС, без которой не обойтись ни на войне, ни в рабочие будни. (Ответ проплачен лётчиками Армейской Авиации)

- В этом году 100 лет ГЛИЦ, есть ли в планах к этому событию сделать интервью с испытателями?

- Если найдется интересный рассказчик и по совместительству испытатель, то, конечно, сделаем. Пока у меня на примете испытателей-пенсионеров нет. Хоть среди подписчиков много испытателей всех мастей, сделать интервью с действующим испытателем или просто военным летчиком в интересном формате невозможно по причинам запретов на такие интервью, даже анонимно. Одно такое интервью сорвалось уже в процессе производства, причем с ныне гражданским испытателем. Другое интервью было удалено мной по просьбе гостя уже после публикации. Хотя ни о каких секретах в интервью речи никогда не идёт. Так что уж поверьте мне, не так это просто - славить и популяризировать нашу военную авиацию, - как кажется со стороны.

- Предположим, завтра исполнят любые три ваши пожелания по улучшению условий службы военлетов. Что бы вы попросили?

- Справедливого денежного довольствия и ясности в общении с финансовыми учреждениями, прекращение практики вешать десятки и сотни миллионов на экипажи за повреждение авиационной техники, и конечно уменьшение бессмысленной показухи. Хотя я, безусловно, понимаю важность демонстрации силы всеми способами. И последнее время радует, что МО набирает для этого в пул очень даже профи. Это видно по изменившемуся уровню и качеству и фото и видео. Некоторые работы не стыдно даже в мой бьютиблог выставить. Что я с удовольствием и делаю.

- Какие человеческие качества необходимы, чтобы чувствовать себя в лётном коллективе максимально комфортно, и с какими качествами туда лучше не соваться и забыть про авиацию?

Самый лучший летчик всегда командный игрок. Он всегда часть коллектива. Даже если вы окончите училище с золотой медалью, вылетите самым первым и с самым лучшим качеством на курсе и в тракторах у вас большие звезды вы будете нахуй не нужным фриком с туманным будущим. Будьте проще, не ловите звезду, и ни когда не думайте что вы самый хитрожопый и незаметный, или незаменимый и всё будет хорошо.

- Военных летчиков готовят в нескольких училищах, как выбрать для себя, в какое поступать и на какое направление?

- Два летных училища - Сызранское и Краснодарское с филиалами по родам авиации в других городах, и одно штурманское в Челябинске. Все, кажись.

Что касается направления, в основном оно выбирает вас, а не вы его. Но я бы грубо прикинул так. Если вы бесстрашный и отважный отморозок в хорошем смысле этого слова, то идите в АА и ША. Если вы ошибочно считаете себя умным и смелым, то идите во фронтовые бомбёры. Ну а если вы такой обстоятельный, неспешный, любящий поразмышлять, подумать о великом и прекрасном, то в дальники. Если к этому всему ещё и коммерческую жилку в себе чувствуете, то выбирайте транспортеры. Ну и если вам надо море, очень много моря, то идите в МА и ПЛА. А если вы просто сильный и здоровый, то, конечно ваш путь лежит в истребительную авиацию. 😁

- Если бы вы не стали летчиком, то кем скорее всего?

- Да я вроде нигде и не писал что я летчик. Я Файтербомбер. Злой и необщительный, ну вы поняли. 😏 Наверное, химиком-биологом стал бы, как Алиса Селезнева. И не наверное, а точно. Но… колесо судьбы покатило в другую сторону. Тут настолько запутанная и удивительная история, что, об этом я в книжке напишу, если она вдруг когда-нибудь выйдет.

- Каким вы были ребенком: ботаном или хулиганом с рогатками, пистонами и пр.?

- Я был классическим и самым обычным советским ребёнком, росшим в обычном военном гарнизоне. Твёрдый такой троечник, который с утра до позднего вечера искал с друзьями приключений и, конечно же, находил их практически на все свои части. Кстати, школьных отличников среди военлетов не много. Это с них требуют как с умных, а набирают-то здоровых)).

- Как ФБ относится к обязательным ежегодным прыжкам с парашютом?

- Неодобрительно. Как подавляющее большинство военлетов. У нас не так много летчиков, чтобы ломать их на прыжках. Можно смело срок между прыжками увеличивать в разы. Отменили же наземные катапультирования, и здесь можно пойти по этому пути. Хотя, конечно, у подавляющего большинства военлетов в медкнижке очень быстро появляется надпись "Нуждается в освобождении от НК и парашютных прыжков", так что им фиолетово. При этом каждый летчик просто обязан «напрыгать» прыжков 10-15, по моему мнению.

- Интересно, как пилот ощущает и переносит перегрузки, какие маневры при этом самые сложные?

- Отважно переносит. Терпит, блэт, и переносит. Превозмогает. Как еще? С улыбкой на устах? )) Человек такая скотина, которая ко всему привыкает, а тех, кто не может привыкнуть, списывают нахрен с летной работы. Для того чтобы летчик переносил перегрузки максимально комфортно, ему помогает система жизнеобеспечения самолета, его физическая подготовка и здоровье, а так же противоперегрузочный костюм. Самая сложная фигура - это вираж. Там, кстати, нет никакой ощутимой перегрузки. Я об этом рассказывал, есть пост. Можно найти по ключевому слову в ВК или ТГ.

- ФБ обмолвился как-то о сотрудничестве с разработчиками DSC в плане создания то ли миссии, то ли кампании для игры. Есть ли продолжение у истории?

- Нет, причем по моей вине. Времени нет, ресурсов нет, поэтому пока создание миссии сдвигаем вправо.

- Хотелось бы услышать от вас рассказ о военных такой профессии, как так называемый военный представитель ВП, которые обитают на авиационных заводах и ведут приёмку готового изделия. По-моему, про них никогда не говорилось.

- Я ничего не знаю об их работе. Знаю только поговорку: «Спасибо Родине за наше счастливое детство и за военпредство!» Я думаю, она возникла не на пустом месте. ))

- Хотелось ли вам когда-нибудь песню поорать в полете или музыку врубить на полную громкость?

- Развалясь в пассажирском кресле комфортабельного пассажирского самолёта, я все время так делаю. Но не ору, а так тихонько в наушниках слушаю. А в кабине все иначе. Там ты музыку пишешь сам своим полетом. В атаке любая самая эпичная музыка будет жалким, неуместным и незначительным событием

на борту.

- Как вы песни под видео подбираете, а то иногда они бывают очень своеобразными.

- Раньше подбирал по настроению, но задолбался ловить предупреждения и удаления видосов и как следствие – переделку видосов под первый попавшийся музон, поэтому потихоньку съезжаю на музыку без правообладания.

- Ваша информация нередко появляется в СМИ, вам это нравится или напрягает?

- Я спокойно к этому отношусь, главное, чтобы меня самого не путали со СМИ и не ждали горячих новостей. Какую-то информацию я действительно публикую первым или, скажем так, впервые. Но основная часть фото- и видеоматериалов – не является буквально вчерашней. Они могут быть очень даже старыми, но если это хорошая иллюстрация к какой-то теме, или они сами по себе весьма интересны, уникальны, то я их использую по возможности. Я же автор, и моя задача, ну как я ее себе вижу, – не выдавать какие-то инсайды или быть всегда первым, а рассказывать о самой лучшей в мире профессии, причем доступным языком. Так, чтобы это было интересно читать, и в том числе людям, далеким от авиации. Вы же помните, что 85% подписчиков ФБ – далёкие от авиации люди? Ну и, разумеется, мне не нравится, когда ту информацию, которую я выкладываю, переворачивают на 180 градусов, искажая первоначальный смысл до неузнаваемости. Это, конечно, печалит.

- Вам периодически делают в комментах замечания насчет использования нецензурных слов. Но вы не сдаетесь. Это ваша принципиальная позиция?

- Да нет, позиция не принципиальная, просто мне так комфортнее и удобнее общаться и доносить до читателей свою мысль, и я не очень понимаю, почему я должен пожертвовать своим комфортом, чтобы стало комфортнее неизвестным мне персонажам. Здесь у меня мой личный гараж. Вы же, приходя в гости в чужой гараж, в мужскую компанию военных пенсионеров, не будете учить их манерам и правильной речи? А вне гаража, в миру, так сказать, ФБ никогда не использует обсценной лексики в присутствии родственников, детей, женщин и посторонних. Ну и все каналы ФБ отмечены как 18+.

- Какие книги вы сами любите и какие посоветовали бы для мальчишек, чтобы потом можно было сказать «значит, нужные книги ты в детстве читал»?

- Не берусь что-то советовать. Советую лишь читать. Много читать. Как можно больше, как можно разнообразнее и при первой возможности. Я любил и люблю научную фантастику. Не про эльфов и прочих розовых единорогов, а именно научную. Хайнлайн, Гаррисон, Шекли, Айзимов, Ефремов, Беркем Аль Атоми. Ну и классики, конечно, - Пикуль, Джек Лондон, Дефо, Ремарк, у них надо читать вообще всё. Да и вообще, примерно по 90-й год откровенно плохих книжек я не припомню, или они мне не попадались. Но ещё раз повторю, читать необходимо.

- Вы часто отвечаете: «Был пост на эту тему, посмотрите». Но в Инсте, к сожалению, нет поиска по ключевым словам.

- В инсте нет. Но есть в ТГ и ВК. Причем, в ВК поиск работает без установки приложения и регистрации. И я так отвечаю не от лени. Понятно, что новые подписчики всегда будут задавать вопросы, на которые уже звучали ответы, раз у меня за два года накопилось уже под полторы тыщи. Если ответ короткий, мне не трудно ответить, но если надо дать развернутый ответ, а у меня есть неплохой разъясняющий пост, то логично отправить, так сказать, в архив.))

- Нет ли в планах у ФБ написать сборник рассказов о службе? Например, в стиле «Акул из стали» про подводников, только про военлетов.

- В планах есть, но в моем плотном пенсионном графике отдыха пока нет места, куда можно втиснуть время на написание книги. Ключевое слово здесь “пока”.

**БЛИЦ**

- Брюнетки или блондинки?

- Су-34.

- Если вызовут и прикажут – За границу! – то на чем?

- Странный вопрос. На полевой кухне, конечно :)).

- Что значит на языке ФБ выражение «постелить салфетки»?

- Я не помню. :))

- Операция «Опера» (1981) восхитительна?

- По нынешним меркам - обычный боевой вылет. Но цель, конечно, жирная, медальная и орденоносная. ))

- В блоге есть ваши собственные фото?

- Есть и много.

- Есть ли планы по модернизации Су-33 до уровня Су-35С?

- Без понятия. Хорошо бы поднять до уровня Су-35С – Су-30СМ

- Зачем Су-34 такая хвостовая балка, что туда натолкали?

- Очень нужные агрегаты и устройства. Есть пост, там все подробненько расписано.

- Два пилота рядом или один, который делает всё?

- Два рядом. Всё сделать хорошо одному невозможно. Даже хорошим беспилотником эффективно управляет несколько человек.

- Дети гордятся вами?

- Непонятно. Они пока в раздумьях. А этого ФБ я им не разрешаю читать. Малы еще.

- Деанон будет?

- Позже. Сейчас мне удобнее так.

#fighterbomber