Combat_Learjet


Сегодня моим собеседником стал американский военный летчик в отставке, а ныне гражданский пилот и по совместительству самый популярный авиаблогер планеты, известный под ником Combat_Learjet, с обоймой в Инсте в 770 тысяч подписчиков.

- Кто вы, мистер Combat_Learjet?

- Я американский военный летчик на пенсии. Сейчас я летаю в одной крупной авиакомпании в США. (На фото самолет C-21, также известный как Combat Learjet)

- Почему ты решил стать летчиком и в каком возрасте пришел к этой мысли?

- Я решил стать военным летчиком, когда мне было примерно 18. Мой двоюродный брат был бомбером, летал на В-1, и я захотел последовать по его пути.

- Как у вас строится подготовка – сразу учатся на летчиков или сначала на инженеров, потом на летчиков, и сколько лет надо учиться?

- В ВВС мы идем на бакалавриат по подготовке летчиков “Undergraduate Pilot Training”, сокращенно UPT - в течение одного года. Пилотов учат быть только пилотами. После окончания бакалавриата UPT вы уже продолжаете изучать самолет, на котором будете летать в Военно-воздушных силах. На это уходит еще несколько месяцев.

- У нас такие разные системы обучения, что не могу не уточнить: через какое время нормальный летчик в США делает первый вылет, и сколько по времени длится обучение до выпуска?

- Первый самостоятельный обычно совершается через 10-15 часов налета. В среднем обучение занимает 12-15 месяцев. На самом деле обучение никогда не заканчивается, потому что ты постоянно учишься, чтобы повысить свой уровень и перейти на новую позицию. Второй пилот, командир воздушного судна, инструктор, аттестующий.

(На снимке @combat_learjet (справа) в полете вместе со знаменитой канадской пилотажной группой Snowbirds)

- Что было самым трудным во время твоей службы? Есть что-то, по чему ты скучаешь?

- Начальное обучение на летчика было о-о-чень трудным. Длинный и трудный год, за который надо было невероятно много всего учить. Не все смогли пройти его, потому что к знаниям и навыкам предъявляются высокие требования и стандарты. А скучаю… Вообще по всей военной службе скучаю.

- На какой самолет ты был распределен после обучения и какие типы самолётов освоил вообще?

- Так получилось, что когда я заканчивал летную школу, у нас был очень большой выпуск летчиков, а самолетов на тот момент было гораздо меньше. Поэтому почти половина класса не могла получить желаемое распределение. Свободных истребителей не было вообще. Вплоть до того, что если хочешь летать на F-16, то ты должен ждать несколько лет, некоторые так и не дождались. Поэтому я был счастлив получить назначение на танкер КС-135R, на котором и пролетал первые 10 лет своей службы. Потом перешел на С-21 и отлетал на нем последующие 17 лет. А вообще я летал на Cessna 152, 172, T-37, T-38, KC-135R/T, C-12, C-21, 737 300/500/700/800/MAX.

(*Сеssna 152, 172 - это поршневые, учебные самолёты, T-37 и Т-38 - тоже учебные самолёты, причём Т-38 - сверхзвуковой учебный самолёт. KC-135 - большой топливозаправщик, С-12 в данном контексте - самолёт РЭБ, ну и дальше пошли известные всем модели - прим. ФБ

(На снимке Combat_Learjet возле самолета)

- На каких еще самолётах ты хотел бы полетать, если бы была возможность?

- Я всегда хотел полетать на штурмовике А-10 или на бомбардировщике В-1. Люблю оба эти самолета. 

- Просто полетать или разнести чего-нибудь на полигоне вдребезги?

- Я люблю и самолеты, и боевые задачи. Поэтому да, мне было бы интересно пострелять из пушки и бомбы побросать.😊

- Через сколько лет службы у вас можно уйти на пенсию? Чем занимается среднестатистический военный летчик в отставке?

- Мы имеем право выйти на пенсию после 20 лет службы в армии. Я прослужил там 27 лет. Большинство пилотов после выхода на пенсию продолжают работать в корпорациях или авиакомпаниях. Так, я в настоящее время летаю в одной из крупных авиакомпаний.

- Были ли у тебя в небе когда-нибудь встречи с российскими самолетами? И как американские военлеты относятся к русским летчикам, как ты думаешь?

- Лично мне никогда не доводилось встречать в воздухе русских летчиков. Что касается отношений, то, на мой взгляд, между американскими и русскими летчиками существует взаимное уважение. У нас много общего, на самом деле. Мы – авиаторы, и мы разделяем одну страсть.

- Бывал ли ты сам в России?

- К сожалению, в России я никогда не был, но надеюсь однажды побывать.

- Как у вас сухопутные летчики относятся к морским и наоборот?

- Существует взаимное уважение между различными родами военной службы, однако мы все равно доставляем друг другу много хлопот - часто подкалываем друг друга и лично, и в интернете. Существует дружественное, но конкурентное соперничество между различными родами воздушных сил. Каждое подразделение считает себя самым лучшим. Постоянно выясняем, кто из нас лучший пилот.😊 (На снимке Combat Learjet в сопровождении F-15)

- Как ты относишься к вертолетчикам?

- Я очень уважаю вертолетчиков. Вообще понятия не имею, как они летают на этих штуках, в таких сложных условиях. Реально респект этим парням.

(Ну, у нас лётчики, если они не летают на вертолётах, тоже не очень понимают, как летают вертолёты, и на всякий случай стараются держаться от вертолётов подальше :)) – прим. ФБ)

- У вас есть праздничный день, когда славят авиаторов? Например, в России это День Военно-воздушных сил в августе.

- Мы отмечаем День Ветеранов, а отдельного специального праздника вроде Дня Авиатора мы не празднуем.

- Какие-то ритуалы, традиции или суеверия у вас есть?

- У нас есть один обычай в армии – подкалывать новичков. Например, когда я был новеньким, мне сказали, что я должен выйти и встать перед самолетом, чтобы помочь откалибровать радар. Хотели, чтобы бы я держал зеркало повыше, пока они настраивают локатор :))) Я на это не купился, но многие парни попадают.

(Ну, у нас точно так же - принести ведро девиации предлагается каждому второму – прим. ФБ)

- Как отмечают первый самостоятельный в Америке?

- У нас после первого самостоятельного вылета однокурсники бросают тебя в бак полный воды, несмотря на время года.

(Сурово! 😊 Хотя, я почему-то думал, что наша традиция бить задницей о стойку после первого самостоятельного - это интернациональное – прим. ФБ) 

- А есть какие-то традиции, связанные с крайним полетом? Перед уходом на пенсию, например?

- Да. Мы называем это “Fini Flight» (Fini – сокращенно от final). По традиции, после финального полета пилота обрызгивают водой и шампанским, после чего пилот обычно уже сам пьет шампанское и жмет руки друзьям и приятелям пилотам! Это одновременно и радостное, и печальное событие.

(Здесь традиция очень сильно похожа на нашу. Только у нас летчик выпивает наш традиционный напиток. У меня есть видео, как это происходит – прим. ФБ)

- У нас есть шутливая поговорка, что авиация держится на заклепках и под@ебках. А на чем держится военная авиация в США? Есть ли у вас специфический юмор в военной авиации? Насколько важно присутствие этого чувства юмора?

- Юмор - это вообще большая и важная часть отношений в военной авиации США. Мы очень любим подкалывать и разыгрывать друг друга. Мы и размещаемся часто вместе, экипажами, и, соответственно, проводим вместе очень много времени, вместе пьем. Так закладываются настоящие дружеские отношения на всю жизнь!

- Кстати, про пить! Умеют ли американские летчики правильно пить авиационный спирт?

- Летчики-истребители ВВС любят пить ужасный на вкус виски под названием Jeremiah Weed. Это что-то вроде традиции из прошлого. Я пробовал его, и это ужасно:)).

(То есть спирт пьёт кто-то другой, что ли? Да не может такого быть! - прим. ФБ)

- Убирают ли летчики в США территорию, где они несут службу? Например, кто пропалывает траву между плитами на летном поле, кто его убирает?

- Обычно пилоты не убирают территорию на аэродроме. Это делается подрядными компаниями или выполняется другими военнослужащими. Но время от времени пилоты действительно могут помогать выполнять подобную работу.

(Закат. Вид из кабины C-21 (фото @combat_learjet)

- Разрешено ли пилотам в США носить очки и контактные линзы?

- Когда я поступал на военное обучение, зрение должно было быть абсолютным. После того, как ты уже отучился на пилота, ты можешь носить очки, это нормально. Например, я сейчас старше и ношу очки. Сейчас правила изменились, и тебя могут отобрать в летчики, если очки корректируют твое зрение до абсолютного.

- И, например, бомбардировщики тоже могут в очках летать?

- Да.

- А истребители?

- У истребителей более жесткие требования, конечно. Но для всех одинаково требование - уметь различать цвета. Но эти правила меняются время от времени

- Как тебе ваше военлетское снаряжение? Что нравится, а что нет?

- Мне очень нравилось носить наш "летный костюм". Он был функциональным и удобным. И там было так много карманов, что я постоянно забывал в них вещи и случайно стирал их! :))

- Какие часы ты носишь? А какие твои любимые?

- Мои любимые часы «Бремонт». Они делают специальные часы с самолетом, на котором ты летал. Ношу «Бремонт» и смарт воч, чтобы следить за своим здоровьем. Смарт воч у меня марки «Самсунг».

(На снимке старт «Атлантиса» с мыса Канаверал (Фото из блога, сделано by @peltierphoto)

- Видел ли ты когда-нибудь НЛО?

- Лично я никогда не видел, но у меня есть несколько друзей, которые видели.

(Ну, у ФБ тоже есть такие друзья, они периодически видят не только НЛО, но и вступают в контакт с инопланетянами :)) - прим. ФБ)

- Какая самая сильная и интересная пилотажная группа в мире на твой взгляд?

- Если я отвечу на этот вопрос, то могу рассердить некоторых моих друзей, летающих в пилотажных группах!😊 Скажу так, я очень люблю смотреть, как выступают все команды, у каждой из них есть своя собственная фишка.

- В твоем блоге много классных фото и видео, на которых видно, что многие американские летчики пользуются во время полетов мобильными телефонами, камерами, часами с трекером и другими "умными" гаджетами. Это разрешено?

- Когда я только пришел в армию, фотографировать в полете запрещали. Сейчас правила не такие строгие, однако я уверен, летчики время от времени попадают в неприятности из-за того, что постят фото, которые они не должны были выкладывать.

- Не могу не спросить как блогер блогера - почему ты решил завести блог?

- Я завел Инстаграм 5 лет назад просто, чтобы делиться своими личными фото. И вскоре обнаружил, что тут удивительное авиационное сообщество… Про твою страничку я узнал от друга, который переслал мне один из твоих постов. Мне очень понравились твои фото и видео – редкие, «закулисные», раньше их не видел нигде.

- Кто твой типичный подписчик?

- Большинство моих подписчиков это люди, которые любят авиацию.

- Ты когда-нибудь проводил встречи со своими подписчиками? Пробовал увидеться с ними в реальной жизни?

- За эти годы я познакомился с некоторыми людьми. Но мне нравится оставаться анонимным, поэтому я не слишком часто это делаю. Среди моих подписчиков немало людей, которые меня ненавидят. Моя страничка - это самый большой блог американского военлета, поэтому люди, порой, находят в моем лице человека, которого хотят обвинить во всем. 🤷‍♂️ Например, в мае отмечается очень важный день для американцев - День Поминовения (Memorial Day). Это день, когда мы вспоминаем и чествуем всех наших павших воинов. И каждый год в этот день я выкладываю один и тот же пост, и количество ненависти, которое я получаю, просто невероятное. Но я все равно выкладываю его, чтобы почтить память моих погибших товарищей, сослуживцев. (Фото из блога, снято @steveharrisonphotos)

- Просят ли тебя подписчики оказать помощь? В каких случаях и какого рода помощь?

- Я получаю огромное количество вопросов от подписчиков относительно того, как стать летчиком. Стараюсь давать им советы и помогать как-то, если это возможно.

- Является ли наличие в семье военного летчика предметом гордости в США?

- Да, моя семья очень гордилась моей военной службой и моей профессией летчика.

- У нас профессия военного считается большим испытанием для семейной жизни, поскольку с семьёй летчик проводит очень мало времени, приходится часто переезжать, а как у вас?

- В США жизнь военнослужащего также полна трудностей. Работа военлета должна быть призванием. Мы тоже проводим большое количество времени вдали от дома. И это тяжело для семьи. Смена места службы – еще один вызов в армии. Это трудно для жен и детей - постоянно переезжать на новые места.

- Какие черты характера ты ценишь в людях больше всего? И какие, на твой взгляд, самые важные черты характера для летчика?

- Я ценю честность, преданность и трудолюбие! Летуны должны быть профессионалами, должны упорно трудиться в своей профессии и всегда стремиться выполнять работу на максимально возможном уровне. Звучит банально, но это действительно те качества, которые формируют лучших летчиков.

- Есть ли у тебя еще какие-то увлечения кроме блога?

- Я люблю всякую активность на свежем воздухе. Хожу на охоту, рыбалку, хожу в походы и езжу на мотоцикле по бездорожью. Еще одно мое увлечение – это машина. Форд-купе 1934 года (1934 Ford 3 Window Coupe). Мой отец начал собирать ее много лет назад, почти доделал, но, к сожалению, не успел закончить до своей кончины. Я завершил эту работу. Вот как раз в мае доделал и пригнал домой. Красный цвет – выбор отца.

- У нас в России многим полюбился ваш фильм «Топ Ган». В том числе и за крутые воздушные съемки. Все с интересом ждут продолжения. Судя по некоторым твоим постам, тебе этот фильм тоже очень зашел. Вообще какие ты фильмы любишь?

- Да, я действительно люблю «Топ Ган», этот фильм тоже в какой-то мере вдохновил меня, чтобы стать пилотом. Фильм-легенда. Он до сих пор остается потрясающим, хоть и был снят более 30 лет назад. И да, я тоже с нетерпением жду выхода второй части. У меня есть друг среди актеров, играющий одну из главных ролей в этом фильме, он говорит, что новый «Топ Ган» будет не менее крутым, воздушные съемки невероятные просто. И вообще мне нравятся фильмы на военную тематику, особенно - в основе которых лежат реальные события. «Уцелевший», например (Lone Survivor). Еще люблю фильмы про подводников. Как «К-19» с Харрисоном Фордом. Мой отец был подводником. По мне, так нужно быть уникальным человеком, чтобы служить на подводной лодке. Я с огромным уважением отношусь к этому виду военной службы.

- Что для тебя означает слово патриотизм?

- Это отличный вопрос! Патриотизм для меня - это просто любовь к своей стране. Я считаю себя патриотом, я люблю мою страну, так же как, я уверен, ты любишь свою!

- Может быть, ты сам хотел бы что-то сказать или пожелать моим подписчикам?

- Я благодарен платформе Инстаграм за то, что она позволяет нашим странам делиться удивительным авиационным контентом и, надеюсь, узнавать друг друга лучше.

Фото из блога и из личного архива @Combat_Learjet

P.S. В заключение отмечу, что вопросов было чуть-чуть больше)). И честно признаю - некоторые из них были такого плана, что будь они заданы ФБ, наверняка последовал бы ответ в духе «хорошая попытка, товарищ» 😊. Например, о проблеме ухода военлетов в ГА, о бытовых сторонах организации внутренних и внешних командировок и т.п. Я понимаю все нюансы общения русского ФБ и американского военлета (пусть даже и пенсов). Нюансы, из-за которых не на все интересующие вопросы можно получить ответы. Поэтому я очень признателен @Combat_Learjet за то, что он не только откликнулся на предложение дать интервью моему блогу, но и постарался подробно ответить на большую часть вопросов.

За помощь с переводом отдельное спасибо подписчикам. Английскую версию можно прочитать здесь.