Двигатель. Два или один - что лучше?


В середине 90-х годов у нас решили, что два двигателя больше, чем один, и вообще денег нет, сгребли бульдозером тысячи новеньких файтербомберов с одним двигателем в кучу металлолома. Ныне с одним двиглом на вооружении остались только учебные самолёты и Ан-2.

Все силы были брошены на повышение мощности (тяги) и экономичности двигателей. Чем экономичнее двигатель, тем больше тактический радиус самолёта. На всех файтербомберах и файтерах стоят двигатели с форсажной камерой сгорания. Это такой двигатель в двигателе, в который вкидывается огромное количество топлива, на выходе получается серьёзный прирост мощности. Мощность также поднимают разрешением кратковременной работы на предельных параметрах и чуть за ними. Для этого на новых самолётах есть режим работы двигателей "Боевой" и на самых новых есть кнопка "Turbo" или по-русски "ОР" - особый режим. Что даёт определённый процент прироста мощности, но двигателю очень быстро приходит пиздец. В бою это очень существенная добавка и похер, что за неё надо заплатить ресурсом.

Ну и конечно, управляемый вектор тяги (УВТ) добавил самолетам совершенно нереальной маневренности. Включается этот убер-режим кнопкой "Маневр" на РУС. Самый-пресамый крутой УВТ стоит, конечно, на Су-35, поэтому он легко наебашивает Су-30см в БВБ, на котором стоит УВТ попроще, не говоря уже про Миг-29.

Самой большой проблемой всех реактивных двигателей является их хрупкость и нежность. Болт или воробей на раз выносит целый двигатель. Самым крутым сейчас считается двигатель, который может тащить самолёт на сверхзвуке без использования форсажа. Но концепция двух двигателей имеет ряд недостатков. Во-первых, это очень дорого. Реактивный двигатель стоит примерно как подъезд в жилом доме девятиэтажки. Во-вторых, снижается вероятность выполнения боевой задачи. Живучесть самолёта повышается, а вероятность выполнения БЗ снижается. Ибо один из двух двигателей откажет с большей вероятностью, чем один, а на одном двигателе ни один из известных мне самолётов задачу выполнить не сможет. Поэтому нам надо пилить самолёты на одном движке. Это дёшево и практично. И такие разработки у нас есть. 😏