Андрей Шальопа о кино, авиации и женщине-легенде


Сегодня у меня интервью не с летуном, а с продюсером и заодно сценаристом и одним из двух режиссеров фильма «28 панфиловцев» Андреем Шальопой. Ибо теперь творческая группа под его началом планирует съемки фильма о нашей советской летчице-истребителе Лидии Литвяк, и, сами понимаете, ФБ просто не мог пройти мимо этой темы и не задать Андрею парочку вопросов. Читайте и узнаете, почему у нас практически нет фильмов о современной военной авиации, как планируется снимать воздушные бои, какая героиня носит имя Литвяк в Японии, не боится ли съемочная группа сравнения с фильмом «В бой идут одни старики» и про всякое остальное.

- Андрей, почему у нас не снимают фильмов про российскую военную авиацию? Например, в той же Сирии героев и сюжетов полно.

- Кинотеатр - это очень узкая площадка, где показывается не так уж много фильмов. В году 53 уикэнда. Ну, допустим, выходит несколько новых фильмов в уикэнд. В год в среднем выходит около 400 релизов. Среди них 15-20 очень заметные, которые могут получить кассовые сборы, и это всегда развлекательное кино. Всё остальное выходит узким прокатом и на большие сборы претендовать не может.

Соответственно, чтобы фильм заработал денег, он должен быть четко в потребительской коньюктуре, а значит это в любом случае должен быть развлекательный продукт и лучше всего семейный. Создание фильма – само по себе дорогой проект, а фильм про авиацию очевидно получится очень дорогим. При том, что сейчас и сравнительно недорогое кино по большей части убыточно за редкими исключениями.

Время от времени появляются прорывные картины, которые зарабатывают вдруг много денег - миллиард рублей, допустим, кассовых сборов. И то очень часто миллиард рублей кассовых сборов еще не говорит о том, что проект прибыльный, потому что кассовые сборы делятся пополам: одна часть кинотеатрам, а вторая - правообладателям. При этом миллиард рублей кассовых сборов – это всё равно очень много и очень круто. Но что бы быть прибыльным, бюджет у такого фильма должен быть где-то в районе 400 млн, чтобы он окупился. А сейчас многие большие проекты зашагивают за 500 млн рублей производственного бюджета. В общем, чтобы фильм окупился, на него должен пойти массовый зритель. Поэтому кассовое кино стараются делать, грубо говоря, для всех. Девушки должны повести своих молодых людей, папы и мамы должны повести своих детей.

- Значит это вопрос сценария? То есть это может быть интересно, если хорошо написано.

- Это огромный вопрос сценария. Крутой сценарий про авиацию - тоже проблема. Потому что сценарист очень хорошо должен быть в теме. Или он должен задаться целью и погрузиться в эту тему. Это очень не просто. Я бы, например, если бы взялся за такой сценарий, думаю, что потратил бы очень много времени на погружение.

Вот даже если взять проект Литвяк. Казалось бы, есть много материала, в нем, правда, полно художественных вымыслов, но тем не менее легенда есть. И есть достаточное количество исторического материала. Но представьте, что значит в этом разобраться. Я, например, хочу описать сцену политзанятия в истребительном полку. Очень коротенькая сцена. Несколько секунд всего длится. Но я должен очень хорошо представлять как это выглядит. В каком помещении? В палатке, в землянке или в избе? Что было на доске и на стенах? Сидели за партами или кто где? Кто его будет вести? Приезжий политработник или полковой? Вот весь этот антураж – где по нему взять информацию? В документах в архиве этого нет. Ты можешь найти какие-то фотографии старые, кинохроники упоминания в мемуарах, в художественной литературе. И всё это надо искать.

Иногда пишешь, казалось бы, элементарные вещи - скажем, летчик приземлился на самолете, зарулил на стоянку, а дальше ему надо вылезти из самолета и пройти допустим в штаб. Казалось бы, ты написал это в сценарии, а как это выглядит? Что ему встретится на пути, к штабу? Как выглядели стоянки самолетов? Самолеты где были? Под маскировочной сеткой или были капониры для них вырыты? А где были баллоны с воздухом, где были бочки с ГСМ? Рядом или каждый раз их увозили на склад ГСМ? Где хранили инструменты техники? Что было по уставу и четко соблюдалось, а что на самом деле не очень соблюдалось? Либо ты это просто выдумаешь из головы, и это будет очень плохо, либо ты об этом узнаешь, найдешь, поймешь и сделаешь. И это огромная работа.

И вот если делать кино про Сирию, это тоже надо знать. Хотя в чем-то про современность делать проще, потому что люди участвовавшие в этом ещё живы и молоды.

- Ну да, ветераны-летчики ушли почти все…

- Одного ветерана, который воевал на истребителях, мне все-таки нашли – это Сергей Макарович Крамаренко.

- Сколько ж ему лет?

- 96. В Москве живет. Герой Советского союза. Крутой дядька. Но вот он, например, летал на Лавочкиных, а мне, нужны Яки. Ясно, что много похожего, но Яки – другие самолеты. Лавочкины более высотные, у них другие задачи. У Яков в основном задачи сопровождения были.

- Ну, он про аэродром может рассказать…

- Да. Вот прямой вопрос ему, например: летчики очень часто в интервью вспоминали, что танцы устраивали каждый день даже когда были очень тяжелые бои. Все равно отдыхали. Кто может прийти потанцевать с пилотами? Девушки из батальона аэродромного обеспечения, оружейницы, радистки, девушки с кухни? А в чем – в военной форме или в гражданской? Это важная деталь.

- Крамаренко вспомнил?

- Крамаренко сказал, что в форме. И ни в каком архиве ты это не узнаешь. Вот есть интервью с летчиками. Две книжки собраны Драбкиным. Я их прочитал. Там этого нет.

- Раз столько сложностей, почему вы решили снова снимать фильм о войне и почему именно о Литвяк?

- О войне я снимать больше не собирался, так как считаю, что я уже все сказал на эту тему фильмом «28 панфиловцев», и хотел делать другое кино. Но потом мне попалась история Лидии Литвяк, и она меня очень тронула. А главное, о летчице, занимающей первую строчку в мировом рейтинге пилотов-истребителей женщин, у нас очень мало кто знает. При этом в Японии, например, есть такой детский аниме-сериал «Strike Witches» – штурмовые ведьмочки. Очень популярный. Там целый отряд этих ведьмочек, и все персонажи носят имена знаменитых боевых летчиков-асов периода 2-й мировой войны. Там есть американские фамилии, немецкие, финские, японские само собой, причём фамилии пилотов мужчин. Например Хартман, Бакхорн, Йегер, Ютилайнен, а одну героиню зовут Саня Литвяк. Её прототип Лидия Литвяк. То есть для японцев очевидно что это имя в одном ряду с самыми именитыми асами.

И вообще в зарубежной литературе много упоминаний о ней попадается. Даже вот если взять нашу статью в Википедии и американскую – там информации в два раза больше. Причем информации очень интересной. Например, по Литвяк приведена таблица ее побед, так в этом списке кроме даты и модели самолета указаны ее противники – самолеты и в некоторых случаях фамилии немецких летчиков, кроме того указаны бортовые номера самолетов, на которых она летала, причем в цвете. Откуда они это взяли, я не знаю, очень бы хотел посмотреть на этот документ. Для нас это важные сведения. Литвяк летает на разных самолетах, и мы можем показать номера этих самолетов, это круто.

- Каким вы себе видите фильм: это какая-то история про людей или акцент на воздушные бои?

- С одной стороны, это человеческая история. У нас есть образы Лидии Литвяк и остальных летчиков, которые вокруг нее были. Например, Екатерина Буданова – ее подруга, в мировом рейтинге женщин-асов она на втором месте, сразу после Литвяк. Две подруги и при этом два таких выдающихся пилота, два настоящих воина. Я пытаюсь представить себе этих людей и их человеческие качества – это ведь были простые обыкновенные девушки – Катя постарше, а Лиле-то вообще был 21 год. Но набор их качеств и поступков превращает их в легенду. Очень хочется воссоздать эти образы.

Но! Хоть фильм и про людей, это все же летчики. И огромная часть жизни связана с полетами и воздушными боями. Об этом тоже очень хочется рассказать. Тем более известно очень много деталей. И на самом деле полеты - часть их сущности, они как единое целое с самолетом.

- Это будут настоящие воздушные съемки или компьютерная графика?

- Мы попробуем вообще избежать графики, т.к. мы ее противники. Сейчас объясню. Графика – это очень мощный инструмент. Им можно сделать в принципе все. И зачастую, люди, у которых есть деньги, в последние годы так и делают: все, что можно снять, заменяют графикой. Графика дает возможность показать то, что невозможно снять. Но, к сожалению, в то, что невозможно снять, зритель и не верит. Это становится мультиком, в который вставили в кино. Когда фильм целиком сказочный – фантастика или сказка - это вполне нормально. У нас другой жанр, поэтому мы топим за комбинированные съемки.

Самолеты, на которых наши летчики летали, это самолеты Як-1. К сожалению, их просто не осталось. Но можно сделать очень высококлассные модели этих самолетов. Вот тизер, который вы видели, - там нет графики, это снятый целиком самолет, кабина настоящая, небо настоящее.

- Будете использовать RС-модели для съемок?

- Да, мы собираемся делать RС-модели, также комбинированные съемки на небольших моделях, часть на моделях один к одному. Мы построим полноразмерные самолёты. Возможно, поднимем их в воздух на кранах или подвесах. Посмотрим, насколько их вообще можно будет снимать в небе. Попытаемся максимально снять все вживую.

- После просмотра крайнего ролика есть вопросы по тому моменту, когда актрисе объясняют, что человек чувствует при перегрузках.

- Про перегрузки объясняет мой друг Ким Дружинин. Кстати, Ким, как и я, режиссёр. Мы вместе снимали «28 панфиловцев» и теперь вместе будем снимать «Литвяк». Так вот из нас двоих лётчик Ким. Он занимается парапланеризмом, а сейчас начал летать на поршневом «Дельфине», а отец у Кима военный летчик. Допускаю, что он может что-то объяснить неправильно, но мы с ним сразу говорили о том, что обязательно надо будет покатать актрис на самолетах, чтобы они понимали ощущения. Создателям фильма тоже надо покататься. Просто это еще и вопрос бюджета.

Ну и такой момент есть: тизерный ролик и ролик про то, как снимается тизер - это разные вещи. Надо смотреть на тот результат, который на экране. А изнанка – это изнанка, там может быть все, что угодно. Это снято совсем на другую технику, без света и т.д. У актрисы макияж может быть виден, грим. А вот в кадре этого быть не должно. Кадр можно критиковать, критиковать изнанку не правильно.

- Военных летчиков не планируете привлекать в качестве экспертов?

- С удовольствием. Мы не против никакой экспертизы. Но я понимаю, что военные летчики – это современные пилоты, они летают на современных самолетах, которые в принципе по-другому летают. Но если человек видит что чем-то может помочь и помогать хочет, мы только за. Например, мы общаемся с людьми через социальные сети. Там очень много комментариев, и сразу видно людей, которые готовы помогать. Обычно они предлагают какое-то конкретное дело, действие. Без воды, без критики.

Вот буквально на днях был случай. У нас в тизере есть кадр, как пилот настраивает высотомер. Человек пишет в личку – у вас высотомер ВД-10 не той модели. У нас там на самом деле более поздняя модель. Раньше были немножечко другие. Они не сильно отличались, но найти аутентичный мы тогда не смогли. Я подумал, разница небольшая. В музеях на восстановленных самолетах стоят такие же ВД-10, прокатит, в общем. И все-таки нашелся спец, который разницу заметил. Но что он делает? Он присылает мне ссылку на «Авито», где кто-то продает старый антикварный высотомер. И я его тут же покупаю. И вот это живой пример, как можно помогать проекту.

- Вы против графики, но какие-то современные технологии планируете использовать для съемок?

- Все современные технологии. Есть например авиасимулятор, онлайновая игра «War Thunder» (Гром войны), делает ее московская компания «Gaijin Entertainment». Они наши друзья и очень нам помогли с «панфиловцами», дали большую часть бюджета и вообще много для нас сделали. «War Thunder» - это авиасимулятор, в котором вы можете полетать на самолетах 2-й мировой войны. И он сделан с реальной физикой, насколько это возможно. То есть, если ты летаешь в аркадном режиме, то все происходит упрощенно, а если в режиме авиасимулятора, то никакого упрощения. Всё управление — заслоночки, закрылки, триммера – все соответствует. Честно говоря, я думаю, что ничего более историчного, чем этот авиасимулятор, не найти. И никакого более серьезного опыта полетов на старых самолетах, чем на данном авиасимуляторе, взять негде. Получается очень подробное представление о физике боя, его динамике.

И есть огромное сообщество пилотов, которые летают на этом авиасимуляторе на настоящих военных картах. У нас есть идея создать пилотажные группы, которые сыграют нам наши бои. А симулятор позволяет их записать. Таким образом, у нас будут целиком воссозданные модели боёв с реальной физикой и реальными расстояниями и временем. Используя эти модели, мы можем собрать аниматик и потом на основании этого аниматика сделать съемки.

- А сами пробовали летать на симуляторе?

- Нет, только рядом сидел и кучу записей посмотрел. Этому ж надо учиться.

- В плане историчности воздушных боев, как вы готовили их – по документам?

- Есть воспоминания ветеранов, их много. Например, сборник воспоминаний, который сделал Артем Драбкин, «Я дрался на истребителе». Два тома. Есть его же проект «Я помню». Там тоже есть интервью и с пилотами, и с бойцами аэродромного обеспечения, и со связистами. Очень интересно. Еще есть воспоминания Покрышкина, Ворожейкина. То есть воспоминания летчиков-истребителей мы, конечно, читали. Но этого мало. Хотя там в описании есть некоторые подробные вещи – и тайминги описываются, и высоты, - чтобы понимать, как это выглядит.

- Литвяк действительно несколько раз выпрыгивала с парашютом, когда ее подбивали?

- С парашютом не выпрыгивала ни разу, она, как минимум дважды сажала самолет на брюхо.

(Раскадровка)

- А то, что она нарисовала на самолете лилию, это не вызов, что она себя обозначила?

- Реального упоминания о том, что был такой рисунок, в документах нет. Но легенда красивая. Можно только предполагать, сделала она это или нет. Наша героиня сделает. Потому что она хочет, чтобы враги видели, кто их сбивает. Но на самом деле наши асы не всегда стремились показывать, кто летит, - тот же Покрышкин. Вот этого количества звезд на его самолете не было. Они были на другом самолете – по-моему, Речкалова. И когда военкоры фотографировали Покрышкина, они попросили его встать на фоне звездного самолета. Безусловно, звезды привлекали внимание немцев, показывая, что это ас, а сбить аса всегда почёт. Поэтому кто-то светился, а кто-то нет. У Амет-Хана Султана был нарисован сокол. Кстати, Литвяк до перевода в 296-й полк к Баранову воевала в том же полку, что Речкалов и Амет-Хан, поэтому думаю, что лилию она, вполне могла нарисовать.

- Но сбитых у нее 6 самолетов?

- По советским данным - да, еще есть уничтоженный аэростат наблюдения, а это тоже считается серьезной победой. Но вы же знаете, подтверждение самолетов вообще было делом непростым. В американской википедии указаны не 6, а 11 побед.

- Вопрос про деньги. Вы снова пошли тернистым путем сбора средств через краудфандинг. Почему? Сложно попасть в госпрограмму, чтобы выделили средства?

- Путь тернистый – не то слово. Это очень сложно, но мы пошли на это, потому что элементарно нет денег. Бюджет проекта большой, около 400 млн, и его надо найти. Государство может нам помочь. Но максимальная сумма, которую оно может дать, это 70 млн рублей.

("28 панфиловцев" российские зрители признали фильмом года)

- То есть все фильмы, которые выходят по заказу государства, получают не более 70 млн?

- Сейчас вообще не выходят фильмы по заказу государства. Ни единого. Все фильмы выпускают частные предприниматели. Упомянутые 70 млн может дать Минкультуры. Или не более 60 млн может дать Фонд кино. Вернее, он может дать единоразовую сумму до 400 млн, но дать ее он может только так называемым мейджорам. То есть крупным игрокам. Это грустно, но в принципе справедливо.

- То есть дать тем, кто может их нормально и качественно освоить?

- Да. Есть люди, у которых потоковое производство картин, у них есть большой опыт производства, опыт в прокате. К сожалению, мы мэйджорами не являемся. Вот если бы «Панфиловцы» принесли нам прибыль, тогда были бы деньги, которые мы могли бы вложить в следующий проект. Так и планировалось, кстати. Но «Панфиловцы» едва вышли в ноль и то с учетом того, что у нас был довольно большой процент невозвратных денег: краудфайдинговые средства и деньги, которые дали министерства культуры – наше и Казахстана, в общей сложности порядка 80 млн. А если бы это были инвестиционные средства, был бы убыток. Поэтому мы опять обращаемся к помощи людей, рассчитывая собрать ощутимую сумму. Заявление на госсубсидию в Минкульт и в Фонд кино мы тоже подали.

- Но при этом вы понимаете, что Литвяк, скорее всего, не принесет прибыли?

- Да, понимаем. И если раньше, до «Панфиловцев», мы не знали, какие ждать цифры, я-то вообще витал в облаках и думал, что мы соберем кучу денег, потому что казалось, ну уж что может быть нужнее и интереснее панфиловцев. Но «28 панфиловцев» все равно оказались нишевым проектом. На него пошли те, кому эта тема важна и дорога. Таких людей оказалось много, и сборы на самом деле были очень хорошие. Но эта сумма все равно значительно ниже, чем нужно, чтобы окупать такие проекты.

С Литвяк история двоякая. С одной стороны, гораздо менее резонансная, чем история панфиловцев. Ее мало знают. С другой – есть очевидные маркетинговые плюсы. Во-первых, это женская история, а для российского кино это важно, потому что у нас основная аудитория – женская. Во-вторых, там и моментов много красивых, и романтичная линия замечательная.

- В газетной статье написано, что будущий муж ее спас на самолете…

- Нет, история спасения - это одна из легенд, которые про нее рассказывают. Алексей Соломатин просто воевал с ней, он был командиром эскадрильи, и когда она пришла, была назначена его ведомой, они вместе летали, потом у них возник роман. Соломатин, кстати, сам выдающийся пилот, настоящий герой. Он принимал участие в одном удивительном воздушном бою, который называется «7 против 25». В начале войны был такой бой, когда 7 наших самолетов «Як» вступили в бой против 25-ти немецких. И наши сбили 6 немецких самолетов, и все остались в живых, все вышли из боя. Об этом писали в газетах. Всего же у Соломатина 13 сбитых самолётов противника лично и 16 в группе.

Но их отношения с Литвяк на самом деле - это всего несколько месяцев, потому что она попала 296-й полк в самом конце 42-го года и, по сути дела, мы рассказываем историю только про 43-й год, которая закачивается 1 августа. К этому моменту уже не осталось никого: ни Будановой, ни Соломатина, ни комполка Баранова – Литвяк последняя.

- Мне кажется, это напоминает «В бой идут одни старики». Когда герои, которые нам симпатичны, уходят один за другим.

- Наверное. Мне регулярно задают вопрос о параллелях с этим фильмом, и это очень трогательно, это говорит о том, что у нас действительно любят «В бой идут одни старики». С моей точки зрения, это шедевр. Фильм, который чрезвычайно трогает. При этом ничего сложного технически там нет. Там очень условные самолеты, бои. Но как это сделано, сыграно и рассказано! Просто и пронзительно. Какая-то магия есть в том, как получаются такие фильмы. Ничего подобного сейчас создать нельзя. Я не думаю, что мы сделаем похожую историю. И мы планируем гораздо больше показать лётчиков в воздухе, показать воздушные бои, поскольку есть такая возможность.

- Ну, я желаю вам удачи. История действительно достойная, поэтому надеюсь, что вам удастся достаточно быстро собрать необходимые средства и создать фильм, который понравится зрителям. Это же про нас, про летчиков :).

- Спасибо!

Группа проекта в ВК 

http://litvyakfilm.ru - официальный сайт фильма и сбор средств на проект

Все фото при клике на них раскрываются