25 вопросов Файтер-бомберу


*Героем этого интервью является ваш покорный слуга, оно давалось в 2018 г. для одной военной газеты, но по опредленным причинам, указанным в конце статьи, было опубликовано в социальных сетях. Решил и у себя сохранить, так сказать, на память с согласия автора.

В век социальных медиа армейская тематика перестала быть уделом лишь традиционных СМИ. Теперь наряду с военными журналистами нередко ведут свои блоги, форумы, каналы и профессиональные военные. В качестве примера можно привести хроники набирающего популярность «блогера в погонах», пишущего под ником «Fighter_bomber» или ФБ. Ироничная манера повествования, интересные детали армейского быта и умение несерьезно рассказать о серьезном стали фирменным стилем, привлекающим читательскую аудиторию. Наш корреспондент побеседовала с ФБ, а заодно попыталась разобраться в причинах популярности подобных блогов.

- Почему вы решили завести блог и как определяли для себя задачу, что должно получиться в идеале? Думали ли, что наберется столько подписчиков?

- У меня не стоит никаких задач, блог - это дневник. Какие задачи могут стоять у дневника? Я просто хочу рассказывать о простых русских пацанах, которые каждый день совершают подвиг несмотря ни на что. Плохо, что это уже стало данностью, и никто их работу как подвиг не воспринимает. Насчет количества подписчиков – ну, скорее, ожидаемо, но они увеличиваются быстрее, чем я предполагал, и в этом есть проблема: процент неадекватов и упоротых не меняется, и, соответственно, с ростом подписчиков, количество «ебанько» также увеличивается. Справляться с ними одному все сложнее и сложнее.

- А почему именно Инстаграм изначально вы выбрали в качестве площадки, а не Фэйсбук, например?

- Инстаграм в качестве площадки был выбран из-за своего формата и наибольшей толерантности к слову х..й. Большинство площадок от этого слова теряют сознание. Меня это не устраивает, ибо самолет без этого слова даже не запустится, а у меня инженерное образование в том числе. Поэтому был выбран Инстаграм и Телеграм. В Телеграме все хорошо, но нет удобного общения с подписчиками. Нет обратной связи с читателем. Пишешь в пустоту, в никуда. Фейсбук перегружен бестолковым функционалом, который отвлекает, раздражает и бесит. И я даже не сомневаюсь, что в Инсте меня рано или поздно забанят. Количество жалоб от упоротых, хохлов и обиженных русским оружием иных персонажей превысит критическую массу, и аккаунт исчезнет.

- Ваш блог или, как вы его называете, хроники ФБ в отставке — это хобби или уже нечто большее?

- Всё, что не приносит человеку денег, — это хобби. И как только это хобби перестанет быть мне интересным, я его поменяю.

- Блог анонимный. Есть ли люди, знающие, кто автор хроник ФБ?

- Да, самый близкий круг друзей знает о блоге, и некоторые друзья на первоначальном этапе помогали мне освоить эти ваши интернеты в меру сил.

- Вам удалось "поженить" в своем блоге и профессиональных военных, и любителей авиации, и людей, совсем далеких и от военной стези, и от авиации. С октября по декабрь количество подписчиков увеличилась в два раза и сейчас уже это более 16 тысяч человек. В чем секрет, популярности, по-вашему?

- Каждый из подписчиков, наверное, находит что-то интересное для себя. Или, может быть, ждет, что вот-вот появится что-то интересное: ему пацаны сказали с другой эскадрильи, что тут чувак интересно пишет, а этого все нет и нет. А он уже подсел (с улыбкой – авт.) Не всех мне удалось подружить, нет у меня такой цели. Я же не посланец мира. Я скорее наоборот. Если бы мне удалось подружить всех, тогда количество подписчиков было около 100 миллионов. Примерно.

(Фото от подписчика ФБ на конкурс суровых щщей и часов)

- Кто ваши основные читатели или наиболее активные? По мере увеличения аудитории меняется ли ее состав и накладывает ли это отпечаток на контент?

- Нет у меня основных читателей, они все основные, раз они подписаны. Есть более активные, в основном те, кто с первых дней появления странички. Я конечно их знаю, ценю, люблю и уважаю. Некоторые из них помогают, например, подписчик по имени Илья. Он выполняет шедевральные переводы моих сложнейших текстов на английский. Вы попробуйте перевести "заебенили бомбулькой с пяти тысяч прям в ебыч" максимально точно. Не можете? То-то. А он может!

Состав читателей не меняется, подавляющее число подписчиков — это мужчины от 25 до 40 лет, то есть уже сложившиеся, как личности. Самого дееспособного возраста. Конечно, подавляющее большинство читателей каким-то образом связано с авиацией. От водителей АПА на срочке до космонавтов. Или, как минимум, кто-то из них подумывал о том, чтобы спрыгнуть с парашютом. Не спрыгнул, но тяга к авиации осталась. И, конечно, состав аудитории никак не влияет на контент. Я пишу о том, что мне интересно, а уж интересно ли это было моим читателям, узнается уже постфактум.

- Как родились ваши фирменные рубрики-конкурсы про часы и про суровые щщи? (*щщи на слэнге - лицо)

- Рубрики родились от нужды. Хочется показать лица настоящих воинов, не важно, летчик он или танкист, а нельзя. Жопу Кардашьян можно, а лицо летчика-штурмовика, спасшего гуманитарную колонну от засады блохастых, нельзя. Поэтому сначала родилась рубрика щщей. В светофильтре защитного шлема можно увидеть (и показать) целый мир, но не деанонимизировать конкретного человека. Часы из этой же темы, за часами стоит конкретный живой человек со своей судьбой, тараканами, интересными историями и байками и очень часто – неизвестными подвигами.

(Под защитным шлемом, отражающим мир, самые настоящие суровые щщи!)

- У вас есть пронзительные посты, есть познавательные, а есть просто смешные или ироничные. Какого рода заметки больше нравятся людям по вашему наблюдению?

- Читателям больше всего нравятся разные посты. Разной тематики и настроения. Но чтоб дошло и запомнилось, пост должен бить как молот по башке. Крепко, честно, сильно, понятно и коротко.

- Вы упоминали, что вам в личку пишет молодежь, которая заинтересовалась профессией. Что они у вас спрашивают?

- Как поступить в военное училище и в какое лучше идти спрашивают, как пройти медкомиссию. Ну и курсанты-выпускники спрашивают, чего им ждать от службы, в какую авиацию проситься и где интереснее служить. Кому дать на лапу и сколько платят тоже спрашивают.

- Почему вообще популярны военные блоги, на ваш взгляд? Закрытость профессии способствует?

- Военные блоги популярны? Вы смеётесь? Вы сравнивали страничку Бузовой и страничку министра обороны? Или, например, тираж вашей газеты и какой-нибудь газеты "Дача"?

- Ну, вы сравнили! Попмузыка и классическая симфония тоже имеют разные аудитории. Хотя некоторым, кстати, удается весьма неплохо сочетать серьезное с массовым и не только в музыке. Как раз в газете «На страже Родины» во время войны родился коллективный герой Василий Тёркин. Секрет его успеха - говорить не только о патриотизме, но и о бытовых вещах, причем очень простым языком и, конечно, с юмором. Чем не прообраз успешного блогера? Да вы и сам, несмотря на то, что в ваших постах нет высокого патриотического пафоса, а от некоторых выражений, извините, «уши вянут», по сути, пропагандируете и профессию летчиков как работу настоящих мужчин, и русское оружие.

- Ну, патриотом своей страны обязан быть каждый гражданин. Иначе и быть не может, на мой взгляд. Но это совсем не значит, что надо воткнуть голову в песок и не признавать явных проблем, которые можно решить легко и непринужденно при нормальной работе тех, кто обязан решать эти проблемы. Ну, может, пару человек надо показательно расстрелять, но, я думаю, в масштабах страны это мелочи. Шутка, конечно надо гораздо больше расстрелять!

(Фотография с историей. Прислано подписчиком ФБ)

- В отличие от многих военных каналов в том же Телеграме у вас нет акцента на новостной составляющей. Вы специально решили не комментировать текущую повестку, а идти своим путем?

- Если текущая повестка дня мне интересна и она вызывает у меня какие-то эмоции, я обязательно ее прокомментирую. Например, недавний инцидент в Керченском проливе я комментировал от начала до конца.

- Как рождаются темы? Вы писали, что читатели активно шлют и фото, и песни, и истории – это же инфоповоды?

- Темы рождаются спонтанно. От настроения. Разумеется, какая-то новая песня, видеоклип или фотография мгновенно могут потащить за собой историю и даже не одну.

- Большинство ваших постов написаны с юмором - вы по жизни веселый человек или это, скорее, фирменный стиль?

- Ну, в моем понятии веселый человек это клоун, я бы себя назвал все-таки человеком с определенным чувством юмора. И далеко не всем оно нравится. А веселый человек нравится всем. Вот писать с юмором - это да, наверное, это можно назвать фирменным стилем.

- Вам удается занимательно рассказать практически о любом предмете или событии. Допускаете ли вы мысль, что успешный опыт сподвигнет вас на написание книги?

- Допускаю мысль о том, что когда времени у меня будет больше, я запилю что-то похожее на книгу. Почему нет? Многим историям мало места и в Инстаграме, и на любых других площадках - наверное, таки придется их поширее осветить. Надо только обсудить с соответствующими структурами определенные моменты, чтоб не навредить своей книгой кому-нибудь из действующих военнослужащих.

- Как вы вообще относитесь к военной журналистике?

- К военной журналистике отношусь с бесконечным уважением. На мой взгляд, военкоры это как мы, как боевая авиация, как ФБ, а все остальные журналисты - это гражданская и малая авиация. Попадаются среди них конечно дирижабли, но в основном кордовые модели. Ну и, конечно, в журналистике тоже есть асюганы, а есть те, которых надо списывать по профнепригодности, но они почему-то остаются журналистами.

- Возможно ли, что вы в будущем деанонимизируетесь?

- Поживем увидим, пока в этом нет надобности, пока я в этом вижу одни неудобства.

- Сами военные как оценивают ваши материалы, часто ли не соглашаются или, наоборот, благодарят за что-то?

- Да по-разному оценивают: от ярко выраженного недовольства и несогласия, до полного одобрения и поддержки. На одни и те же посты, конечно. В основном истерят паркетно-штабные военные, боевые летуны «за» практически в полном составе.

- Правда ли, что в космонавты берут из истребителей?

- В космонавты берут откуда угодно, лишь бы подходил по требованиям и прошел экзамены, но у военных летчиков шансов конечно поболее, чем у каких-то других категорий граждан.

- У вас есть пунктик по поводу заслуженных и незаслуженных звезд на фюзеляже. Какие звезды у современных летчиков заслуженные?

- Да пунктик по звездам есть у любого боевого летчика. Как у любого воина есть пунктик в реакции на ряженых клоунов в форме. Заслуженные звезды те, которые нанесены за боевые вылеты, порядок их нанесения все летчики знают: за 10 боевых вылетов у бомберов и штурмовиков одна звезда, у истребителей бомбочка, при выполнении десяти боевых вылетов на бомбометания, за сбитую воздушную цель в бою истребители рисуют на борту звезду. Есть еще нюансы, когда вписывают цифру 50 и 100 в звезду, но общих правил это не отменяет. Испытания, фотографирования, пилотажи, парады и прочее никак на боевых самолетах не отмечается. Конечно, все эти правила в кавычках. Они неофициальные и идут как традиция от героев-авиаторов Великой Отечественной войны.

- Бывали ли вы в критических ситуациях в боевой обстановке? Можете рассказать какой-то случай?

- Нет в авиации критических случаев. Есть особые случаи, в том числе в боевом вылете. Такие, конечно, были, но я их все забыл. Пока во всяком случае.

- Хорошо, тогда скажите хотя бы, какой самолет вам больше всего нравится безотносительно того, летали вы на нем или нет, а просто в силу эстетических, практических или еще каких соображений.

- Cу-34 конечно же. В силу всех соображений. Он лучший. Лучше него, наверное, будет только Су-34м.

- Иногда водители называют автомобиль ласточкой и другими ласковыми словами. Летчики так же одушевляют самолет? И вообще самолет - это девочка или мальчик?

- Вслух летчики свои машины никак не называют, но про себя, подходя к самолету перед вылетом, особенно перед боевым вылетом, там такие обращения и такие комплименты и сравнения, что будь самолет девочкой, она бы немедленно отдалась экипажу. Прямо на ЦЗТ.

(И под конец очередные суровые щщи! С часами!)

- Я понимаю, что летчики сильны в физике, но не бывало ли у вас мысли при взгляде на самолет, ну как же он все-таки летает?

- Иногда, когда видишь заруливающий самолет, или вертолет весь поломанный-переломанный, обожженный, расстрелянный, с бегущими из всех щелей и рваных пробоин техническими жидкостями красного цвета, висящими кусками обшивки и разбитым фонарем, вот тогда да, тогда думаешь, что это уже не аэродинамика, это нечто иное позволило им долететь до аэродрома. Им. Потому что самолет и экипаж - это одно целое.

Беседовала Елена Логинова, фото из блога ФБ

Примечание от автора. Этот материал готовился для публикации в газете «На страже Родины», но в силу решения героя остаться верным своему стилю изложения и нелюбви к синонимам, в данном виде, к сожалению, статья не может выйти в печатном формате на страницах издания))…

Чуть не забыла — отдельно большое спасибо Александру Коцу!