Водило буксировочное или просто "водило"
Водило - это такая жёсткая буксировочная конструкция в виде стальной трубы оранжевого цвета, предназначенная для перетаскивания летабл с места на место тягачами и АПАшками.
Бывает разных форм, размеров и сложности конструкции.
Разрабатываются под каждую летаблу индивидуально и идут в комплекте к каждому самолёту, хотя мне не очень понятно, почему под однотипные самолёты нельзя придумать какой-то стандарт креплений, и почему каждый новый тип самолёта неминуемо тащит за собой разработку, создание и производство очередного водила за ахулиард денег, с которыми инженеры потом гоняют по всей стране за своими летаблами.
Устроено водило следующим образом. С одной стороны - обычное амортизированное ухо для цепляния за тягач, с другой стороны - что-то вроде хитровыебаной струбцины, которая особым образом крепится к передней стойке шасси. Тут же присутствует наборчик стальных тросов, которыми водило соединяется уже с основными стойками шасси. После того как водило жёстко соединяется с передней стойкой, самолёт можно катить и поворачивать в нужных направлениях. Чтоб катильщики знали, что всему есть предел, в том числе и углу поворота передней стойки самолёта, в комплекте водила есть специальный расходник - сигнальный болт, под названием "срезной", который с охеренным грохотом ломается, когда угол поворота стойки стал слишком большим, и если продолжать в том же духе, стойке самолёта придёт пиздец. Колёсики на водиле нужны для транспортировки водила и для задания высоты подъёма водила. Поднимаются/опускаются колёсики встроенным в водило гидроподъемником. Ручным, для интересности, автономности и веселья.
Самым интересным квестом для наземных служб является уборка летаблы с ВПП аэродрома при отсутствии водила. Особенно интересно когда посадка была аварийная, пневматики лопнули, а аэродром гражданский, или в воздухе ждёт посадки 100-500 самолётов.
Как убрать без повреждений самолёт весом в 35 тонн? 😏