Перископ
Вы, наверное, слышали, что для практической подготовки и обучения военлётов непосредственно НА БОЕВЫХ самолётах существует два варианта.
В одном варианте используется обычный многоместный самолёт. Тут все понятно: у второго члена экипажа сдублированны все основные органы управления летаблой (РУС, педали, полноценный или кастрированный РУД, триммера и.) + приборы, и когда надо, штурмана (или апиратора, или правака) высаживают, и его место в синеньком полете занимает летчик-инструктор. В этом варианте самолёт никак не режется по функционалу.
И другой вариант - это создание специальной двухместной версии боевого самолёта, которая, как правило, несёт в своём названии аббревиатуру "УБ" (учебно-боевой). В этом случае во второй кабине так же сдублированны приборы и управление, при этом самолёт может как потерять что-то в функционале (к примеру, Миг-29УБ летает без бортовой РЛС, а Су-25УТГ вообще без всего), так и не потерять (Су-27УБ).
При этом обучаемый летчик всегда сидит в передней кабине, а инструктор в задней. В тех самолётах, в которых инструктору конструктивно мешает смотреть вперёд башка и кабина переднего лётчика, конструкторы придумали воткнуть перископ. (Камеры раньше были хуевые, и по тем или иным причинам сделать все самолёты как СУ-27УБ, где и без перископа хорошо, было нельзя).
Перископ представляет из себя простейшую систему слегка регулируемых зеркал и используется для обзора передней полусферы на взлете, посадке, рулении и дозаправке. Выпускается-убирается перископ либо автоматически при выпуске-уборке шасси, либо от переключателя "ПЕРИСКОП".
В быту вещь абсолютно бесполезная, поэтому пиздился очень редко. На новых моделях перископ заменяется камерами.
P. S. На видео от подписчика перископ Миг-29УБ.