Гроза
На военных самолётах есть по 4 генератора, которые преобразует механическую энергию двигателей в электрическую, на выходе выдавая как переменный, так и постоянный электрические токи. На каждом двигателе стоит генератор постоянного и переменного тока. То есть каждый генератор дублируется для повышения живучести электросистемы самолёта. Плюс в новые самолёты ставят преобразователь, который в случае парного выхода из строя генераторов одного типа, преобразует электричество с других генераторов в нужное.
Плюс на всякий пожарный случай на летаблах стоят мощные 24 в аккумуляторы. И их тоже два. Чисто на одних аккумуляторах самолёт может лететь пару десятков минут. (но это не точно см. РЛЭ своего типа самолёта, раздел "Особые случаи в полете") Да, современный самолёт без электричества лететь не может. Он тут же упадёт. Как только напряжение падает до 21в экипаж выходит на свежий воздух.
Все известные лично мне случаи попадания молний в летаблу были примерно одинаковы. Молния обычно попадает в самую длинную металлическую часть, которой является основной ПВД (тот, который воткнут в нос самолёта), сжигает его цепи, сжигает предохранители и АЗСы, заодно вырубая приборы и выбивая СДУ. При этом включается аварийный режим его работы. СДУ - это сложная электрическая система, которая отклоняет рулевые поверхности самолёта в зависимости от режима полёта по определённому закону.
Как это выглядит в кабине? Сначала за окошком стремительно темнеет, по фонарю начинают бежать красивые зелёные огоньки и начинается болтанка такой силы, что тяжело считать данные с приборов. Пропадает связь. Она в грозе пропадает почти всегда, это первый признак что сейчас тебе прилетит. Вспышка, и в кабине вкусно пахнет озоном и начинает падать скорость, или экраны вообще гаснут, и остаётся только резервный прибор. Экипаж в панике жмёт тапку в пол, и только увидев угол атаки близкий к нулю, понимает, что он уже давно преодолел скорость звука, и все у него со скоростью заебись. После чего поворотом ручки включают аварийный ПВД и летят на запасной, готовясь к посадке в режиме "СДУ - прямая связь" по резервным приборам. В общем, очень неприятная ситуация в полете эта ваша молния.