Рассказываю про крылышки (ПГО)


Есть такая летабла - эталон дозвуковой (местами трансзвуковой) аэродинамики и динамики полёта, называется Су-27С(П). 
Но его бортовое оборудование достаточно скоро устарело и появился Су-27М (первая версия Су-35). В носу установили тяжёлый локатор с ФАР. Из-за этого центровка летаблы ушла вперёд, из-за чего пострадали балансировка, управляемость и маневренность. 
Чтобы компенсировать этот косяк, установили спереди несущую поверхность ПГО* (подвинули фокус вперёд). 
 
Бонусом получили прирост коэффициента подъёмной силы примерно на 0.1, что для авиации весьма серьёзный показатель. 
Затем его сделали отклоняемым в зависимости от угла атаки и получили ещё ряд преимуществ, а именно:
- увеличилась управляемость на больших углах атаки,
- увеличилась путевая устойчивость (конечно, в идеальных условиях).
 
На всех последующих модификациях 27-х (кроме Су-33, где ПГО запилили в основном для улучшения балансировки самолёта при его сходе с трамплина авика) и модернизациях - ПГО выполняло как раз эти задачи, т.е. в первую очередь восстанавливало расчётный запас продольной устойчивости. 
 
Но за ПГО заплатили весом и немалым лобовым сопротивлением, читай, расходом топлива, скоростью, тактическим радиусом и т.д.) и зависимостью от исправности гидражки и электрики летаблы. На Су-35С центр тяжести вернулся несколько назад, а значит, фокус вперёд двигать уже не надо. К тому же самолёт получил очень умную и надёжную комплексную систему управления и мощнейшие движки с ОВТ, поэтому ПГО на нём просто бессмысленно. Он и без ПГО нагнёт по маневренности любой самолёт из серийных в мире. 
Но, конечно, основной плюс ПГО - самолёт с ним красивее и его можно продать дороже. 😎
 
*ПГО - переднее горизонтальное оперение