Точка (рубеж) возврата


​​(Из рубрики нам пишут)

Журналисты и политики в своих речах очень любят использовать технические и профессиональные термины. Давно уже вошел в бытовой словарь всех категорий граждан чисто авиационный термин «Разбор полетов». Теперь потихоньку входит авиационный термин «Точка невозврата», которого в реальности не существует. Есть «Точка (рубеж) возврата».

Это максимально удаленная от аэродрома взлета точка на маршруте полета, с которой можно вернуться на аэродром вылета, сохранив навигационный запас топлива. (Что такое навигационный, тактический и прочие запасы топлива мы поговорим в следующий раз.) Сейчас про происхождение этой точки.

В авиации есть всякие разные правила, в том числе правила по подготовке и выполнению полета. Одно из них - без запасных аэродромов не летают.

Предстоит полет с аэродрома А на аэродром Б. Надо посчитать, сколько топлива нужно, Считают так. Нужно посчитать топливо от и до аэродрома назначения плюс топляк на полет до запасного. Но по погоде аэродром З не может быть выбран запасным. Что делать? На аэродроме вылета погода хорошая, на аэродроме назначения еще лучше, а запасного нет. Лететь нельзя, но очень хочется. То можно. И придумали точку или рубеж возврата. Можно лететь до этого рубежа, там еще раз подумать, принять командирское решение вернуться или лететь дальше.

Если вернуться, то получается всё по правилам, но не красиво в глазах товарищей (и особенно начальников - прим. ФБ).

Если лететь дальше, а на аэродроме назначения погода ухудшится или аэродром закроется по иным причинам, будет еще хуже. Сначала предстоит душевный разговор с безопасностью полетов, а то и с прокурором. С первоначальным вопросом, вы о чем думали, и с заключительным во всех случаях выводом - вы не правильно думали.

Короче, точка возврата – это махровый формализьм с элементами подставы. И пользоваться ей могут только действительно опытные люди. А точки невозврата в авиации нет, точнее, точками невозврата являются все точки, дальше точки возврата. (Здесь у нас автор дал определение точки возврата по метео условиям, а ещё есть точка возврата по не выработке ПТБ или остатку топлива (например, при неудачной ДТВ), расчёт которых обязателен всегда.

Автор В. Вилежаня