Наказывают ли лётчиков за превышение скорости?
Насмотревшись фотошопов в/на канале, подписчики задают этот логичный вопрос. Ну вот как нерадивых автомобилистов, только лётчиков в небе наказывают или нет. И если да, то как, а если нет, то почему? В общем, рубрика "вопрос - ответ" на канале.
Конечно, наказывают. Причём отличий от автолюбителей много. Самое главное отличие в том, что автолюбитель может нарушить только максимальную скорость движения. То есть скорость движения автомобиля относительно земной поверхности. Такая скорость в авиации называется путевой скоростью. И кроме этой скорости, в авиации есть ещё куча других скоростей (истинная, приборная, угловая, Маха, вертикальная, выпуска парашюта, и т.п. и т.д.) и любую из этой кучи скоростей он может нарушить. И за каждую из них он может быть наказан. Причём, нарушить ограничения в обе стороны, как в максимальную, так и в минимальную.
Часть ограничений по скорости - это эксплуатационные ограничения, то есть ограничения, которые назначены конструкторами самолёта и оружия, которое он на себе несёт, и установлены для того, чтоб летабла и оружие работали, как задумано, и не сломались. Часть ограничений связана с безопасностью и здравым смыслом (если в паре метров над вашим домом самолёты будут переходить на сверхзвук, вам это вряд ли понравится).
Ну и остальные ограничения, можно сказать, методические. То есть какие-то умные люди решили, что при выполнении определённых упражнений курса боевой подготовки скорости должны быть вот такие и ниебет.
Следующее отличие в источнике информации о нарушении. У автолюбителей это автоматические камеры, гаишники с радарами (устаревшее), ну и, наверное, тахографы там, где они стоят. У лётчиков основной источник один - объективный контроль. Это две-три независимые системы, которые фиксируют все действия экипажа и параметры летаблы.
И даже если ты фактически ничего не нарушил, а на объективном контроле "прописалось", что нарушил, то неебет - ты нарушил.
Как наказывают за превышение/принижение? В золотые времена авиации наказание было индивидуальным и зависело от очень многих факторов. Оно зависило от тяжести, должности, опытности и учитывало кучу объективных и не очень сопутствующих факторов. Вплоть до положения Меркурия относительно Венеры. К наказанию всегда подходили творчески. Это могли быть дополнительная подготовка и контроль, рисование красивых и больших схем твоего нарушения, наряды, физический труд и, в особо клинических случаях, отстранение от полётов.
Сейчас времена капиталистические, поэтому ко всему вышеперечисленному, тебя стараются наказать рублём, что раньше было немыслимо. А если нарушение повлекло поломку какого-нибудь устройства, то и насчитать на тебя стоимость этого устройства.
Ну и да, это я вам только про скорости рассказал, а кроме скоростей в летабле и рядом с ней есть ещё огрооооооооомная куча всего, за что можно трахнуть лётчика.
Поэтому идите в штурманы. 😁