"Оба наполнились!"


Такой фразой помощник руководителя полётов (почти всегда это действующий летчик) подсказывает экипажу, что тормозной парашют у них вышел и, собственно говоря, тормозит его летаблу.

- А зачем летчикам ещё и парашют? - спросите вы. Ведь все знают, что у каждого нормального самолёта обычных тормозов аж четыре штуки. Основное, резервное, аварийное и ещё какое-нибудь стартовое. А есть ещё воздушный тормоз или по-авиационному - тормозной щиток.

Дело в том, что это все для экономии народных денег. Можно сделать взлетную полосу длиной десять километров, и тогда вообще самолётам тормоза нахер были бы не нужны, самолёт и так бы остановился когда-нибудь, но это дорого.

Стандарт взлётной полосы для фронтовой авиации в СССР был 2500 метров, под эту длину конструкторы пилят тормоза, которые позволят останавливать летаблу без использования тормозного парашюта. Но это если и посадочная масса самолёта нормальная, и все у него работает хорошо. И полоса имеет хороший коэффициент сцепления. Вот чтобы сократить это самое расстояние пробега по полосе и служит этот самый тормозной парашют. Он сокращает пробег самолёта примерно на 30% и позволяет не заморачиваться с длинными полосами.

Конечно, когда ФБ прилетают на какой-нибудь аэродром с охреневшей длины полосой, то они, увидев ровную, широкую и длинную полосу, от избытка чувств парашют не выпускают, и в ряде случаев либо укатываются на помойку с безумными глазами, либо тормозят в пол и жгут нафиг тормоза до выплавливания термопробок. И грустно посмотрев, как колёсики, сделав "пок-пок-пок", печально сдуваются, ФБ идут в ближайшую аптеку за вазелином (термопробки - это такие своеобразные предохранители, которые при достижении определённой температуры колеса расплавляются и колесо спускается, предотвращая взрыв покрышки).

Так что всегда выпускайте тормозной парашют, пацаны, нехер поднимать продажи аптекам. 😏

А в следующий раз я вам расскажу про ещё один тормоз. Адское устройство под названием АТУ.