"Посадка по-афгански" или "афганский заход"


​​Я уже писал о посадке с крутой глиссады, в кругу пехотинцев называемой "посадкой по-афгански" или "афганским заходом".

Обычная "мирная" посадка самолёта нацелена в первую очередь на то, чтобы максимально облегчить работу летчика, обеспечить его помощью и заботой со стороны ГРП и наземных радиолокационных и радиотехнических средств и сделать его посадку как можно более простой и безопасной в любых погодных условиях. Поэтому обычная посадочная прямая составляет огромные 20-30 киломметров (в зависимости от вида захода) по которой самолет плааавненько, рооовненько и неспехуя снижается по прямой, и отношение высоты к дальности до торца ВПП меняется линейно. То есть на дальности 20 км высота будет 1000 метров, на 10 км - 500 метров и так далее (тут есть нюансы, но я их опущу для упрощения).
То есть высоты изумительно подходят для плохих людей, вооружённых даже не то что современными ПЗРК, но и самыми древними пулемётами и карамультуками и страстно желающих влупить наш самолётик и заработать себе медаль или баблишко, ибо надёжно охранять и оборонять 40-60 км (в обе стороны) посадочной прямой невозможно, даже если аэродром находится в глубоком тылу.

Для минимизации этих рисков была придумана посадка с крутой глиссады. Это когда самолёт прилетает на большой высоте как можно ближе к торцу ВПП (обычно это дальний привод) и, выпустив все, чем можно тормозить в воздухе, отважно пикирует на полосу. Ну или херачит спираль и опять таки пикирует в торец полосы. При этом посадочная прямая сокращается до 3-5 км и время пребывания в зоне поражения злых людей сокращается до минимума. Конечно, такой способ намного сложнее, ибо никакие автоматические автопилоты и директора тут уже не канают, особой помощи от ГРП уже ждать не приходится, и надеяться экипаж может только на свой скилл и удачу.
Ныне такой скилл есть, наверное, у девяноста процентов наших военлетов, но все равно смотреть со стороны на эти заходы, так скажем, "волнительно". Из "кабинета" это все выглядит, канешн, попроще.

На фото Ан-26 заходит по крутой глиссаде на прлосу в одной из стран с неблагоприятным жарким климатом. Желающие могут посчитать красные звездочки на борту.  😏