БАНО - бортовые аэронавигационные огни
Относятся к светотехническому оборудованию летабл и предназначены для предотвращения столкновений летабл как друг с другом на земле и в воздухе, так и с АПАшками, велосипедистами и прочими пехотинцами. То бишь БАНО предназначены для пущей заметности самолёта в тёмное время суток.
Представляют из себя лампочки разных типов, видов, размеров, поколений и цветов, расставленых в разных местах самолёта. Обычно используется три основных цвета: красный, зелёный и белый. Красный идёт на проблесковые (импульсные) маячки, которые прокручивают сверху и снизу летабл, этим же цветом в мире принято обозначать левую сторону самолёта и заодно самый широкий габарит самолёта слева.
Это очень удобно, и если вдруг экипаж, или пассажир забыл, где у него лево, а где право, то достаточно ночью взглянуть в люминатор своего самолёта, и если на крыле красный огонёк, то лево у тебя тут. А если ничего не видишь, то значит или лампочка перегорела, или это не крыло и ты вообще не в самолёте, или ты садишься на Химки, или ты вообще в боевом вылете, в коих все эти БАНО включают только на земле на рулении.
С правой стороны кто-то решил, что прикольно, если огонь будет зелёный, так что не запутаетесь. В хвосте самолёта обычно втыкают белый огонь, так что если видите лампочку белого света, значит вы позади летаблы, и есть вариант, что вас сдует нах. Спереди обычно никаких АНО нет, там есть фары, они идут отдельным списком.
На многих военных самолётах АНО имеет 4 режима работы. 10, 30 и 100% мощности, проблесковый режим и режим "стелс", то бишь положение "выкл." На 100% мы летаем по небу, на 30%, например, рулим, а на 10% - буксируемся, стоим на ЦЗТ и экономим аккумуляторы.
Проблесковый режим в боевой авиации используется везде по-разному, например, для обозначения руления или запущенных двигателей летаблы. Иногда БАНО включают и днем, например, при групповых полетах при пробивании облачности, ну или для красоты. Вообще, конечно, интереснее для групповых полётов использовать специальные огни полёта строем, но не на всех самолётах они есть. 😏
Лекция закончена, журналы мне на подпись, тщи офицеры!