Занимательные факты о самолётных колёсах


Занимательные факты о самолётных колёсах (применительно к большинству самолётов тактикульной авиации):
 
- При посадке колёса не крутятся до касания с взлётной полосой, после касания колёса "потихоньку" начинают раскручиваться от трения и в процессе уравнивания скоростей очень прилично теряют в весе. Поэтому меняются они гораздо чаще автомобильных.
 - "Дым" из-под колёс появляется из-за сгорания резины пневматика в результате трения и давления.
- При посадке колёса нагреваются до больших температур, и чтобы не произошёл "хлопок", в них стоят специальные "предохранители" - термопробки, которые "медленно" спустят колесо при достижений определённой температуры. Причём до наибольшей температуры колёса нагреваются через минут 5–10 после посадки.
- Пневматики накачивают воздухом, но чаще азотом. Он не горит и предотвращает конденсат. Давление в самолётных пневматиках в разы больше, чем в колёсах легкового автомобиля, а на отдельных типах летабл оно больше раз в десять. При этом в передние колёсики закачивают давление большее, чем в пневматики основных стоек. 
- Тормозят колёсики на основных стойках, а на передней ноге колёсики тормозить не умеют. Они так и называются КТ и КН (колесо тормозное и колесо нетормозное). Соответственно, тормоза автоматически в момент уборки шасси практически мгновенно (!!!) останавливают основные колёса (разогнанные под 300-400 км/ч), а передние колёсики весело крутятся, пока им не надоест.
- На колёсиках установлена антиюзовая автоматика (считай, ABS, как на автомобиле), которая предотвращает блокировку колёс при торможении, что с одной стороны нужно для сохранения управляемости самолёта, а с другой стороны предотвращает взрыв пневматика.
- Нет "зимней" и "летней" резины для самолетов. Есть всесезонная и лыжи.
- Из-за высоких скоростей и давлений рисунок "протектора"  пневматика очень плохо дружит со льдом и водой на полосе. И самолёт с огромным удовольствием вылетает "на помойку" вместе со всей своей кучей тормозов, парашютов и антиюзов, как только коэффициент сцепления полосы падает ниже допустимого. 
- "Брызговик" ставится только на переднюю стойку шасси, чтоб говно, отлетающее от передних колёс, не попало в воздухозаборники и не поломало дорогущие движки.
 
Как-то так. 😏